Поиск:
10:58, 20 августа 2017, воскресенье
Версия для слабовидящих

Зарождение и становление промышленных предприятий

Промышленный облик будущего Октябрьского района стал формироваться с середины ХIХ в.

1853 г. в районе появилось ватное производство, а через 12 лет – небольшой машиностроительный завод братьев Коробейниковых – одно из старейших предприятий современного Октябрьского района (в настоящее время его реконструированные корпуса занимает завод медицинских препаратов). Через 20 лет открыта железнодорожная станция Екатеринбург-П (Шарташ), пущены дрожжевой и винокуренный заводы.

К концу ХIХ в. по Сибирскому тракту была построена льнопрядильно-ткацкая фабрика, которая фактически стала играть определяющую роль в юго-восточной части дореволюционного Екатеринбурга, а рядом с ней появились рабочие кварталы с деревянными домишками (территория УОМЗ).

В 1915 году основан завод Пневмостроймашина, но как “Московский аэротехнический завод”. Выпускал авиационные лыжи и винты для самолетов. В 1918 национализирован. В 1920 – авиационный завод 8, единственный в РСФСР по выплавке воздушных винтов, авиационных лыж, поплавков для морской авиации. В конце 1930-х переоборудован для производства металлических воздушных винтов самолетов-истребителей. В октябре-ноябре 1941 эвакуирован в Свердловск, возобновлено производство в двухнедельный срок, в гг. Великой Отечественной войны увеличил производство в 2,5 раза. В 1946 передан в ведение Министерства строительства и дорожного машиностроения СССР. Полностью переформирован на выпуск пневматического строительного инструмента. С 1947 – завод “Пневмостроймашина”. В середине 1950-х начат выпуск гидронасосов, с конца 1950-х – широкого ассортимента гидравлики, с конца 1960-х выполняет заказы для ракетно-космической техники. С 1978 в составе ПО “Пневмостроймашина”. Акционирован в 1992.

Поступательное развитие территории будущего Октябрьского района было приостановлено трагическими событиями 1917 г. и гражданской войной. В 1922 г. были построены кондитерская фабрика и завод по производству вин. Через три года вступил в строй ликероводочный завод.

На рубеже 1920-30-х гг. были построены заводы «Новострой», пивоваренный, лакокрасочный, в 1930 г. началось сооружение Дормашзавода (будущий Уральский компрессорный завод), который должен был согласно Постанов­лению СНК СССР обеспечить строительство современ­ных шоссейных дорог на Урале, оснащенных соответствующей техникой — грейдерами, снегоочистителями, гуд­ронаторами. Великая Отечественная война изменила профиль за­вода «Дормаш». Приняв на свою площадку оборудова­ние двух эвакуационных предприятий, «Дормаш», переименовывается в военный завод № 760. Он стал произ­водить оружие для фронта: катюши, минометы, грана­ты. Одно временно с цехами завода строился поселок для рабочих. К 1940 году в районе уже насчитывалось 28 крупных промышленных предприятий. В 1943 г. строится областная база по хранению нефтепродуктов «Новатор».

Гостиница «Центральная». Проект гостиницы проходил архитектурный конкурс. Место для строительства было выбрано на безымянной площади (перекрестке улиц Розы Люксембург и Малышева). На этой площади до 60-х стоял католический костел, построенный в 60-е годы прошлого столетия ссыльными польскими повстанцами. Старожилы вспоминают, что в 20-е годы каждый вечер здесь в костеле играл орган: как раз в это время пастухи гнали по улице стада и хозяйки выходили встречать своих коров. Возле костела стоял геодезический столб с указанием географических координат этой точки земли. С 1926 года на этой замечательной площади, прямо напротив костела, и начали строить "Центральную" гостиницу по проекту архитектора В.Дубровина.Гостиницу возводили почти вручную, материалы подвозили на лошадях. Здание отеля было построено в 1928 году, по мнению специалистов, в стиле "рационального модерна" (являлся предисловием к конструктивизму). В своих теоретических концепциях стиль предполагал высокое качество строительства, в том числе и отделочных работ, выполняемых современными для тех лет индустриальными методами. Но ограниченность средств и времени не позволили, к сожалению, сделать постройку довольно качественной, что стало сказываться спустя десятилетия. Впрочем, на фоне других позже построенных свердловских собратьев "Центральная" смотрелась королевой: бетонные колонны с рельефными листьями на капителях, подпирающие высокие потолки, кое-где обильно украшенное лепниной, а кое-где в холлах и ярко расписанные; богатые необычайного размера люстры, будто стеклянные фонтаны; огромные зеркала; широкие мраморные лестницы, изящные перила с ажурными балясинами, ковровые дорожки.

Во время Великой Отечественной войны, когда страна была превращена в огромный военный лагерь, гостиница по-матерински приняла в свои стены семьи эвакуированных, переоборудовав гостиничные номера под квартиры.

В послевоенный период облик отеля "Центральный" отражал в себе судьбу всей страны советского периода. От уютного модерна почти ничего не осталось. Из-за быстрого непродуманного капитального ремонта интерьер стал строгим и холодным. Место арок и плавных линий гостиничного пространства заняли острые углы. Руководство предприятия больше интересовала борьба за Красное знамя Обкома Союза Коммунальных хозяйств, которое, впрочем, находилось в гостинице долгое время. Реконструкция гостиницы началась только с 1993 года. Тогда же появилось и новое ее название - "Отель Екатеринбург-Центральный". Постепенно реставрировался номерной фонд, холл и вестибюль, приведена в былое изящество орнаментованная лепнина, безжалостно замазанная масляной краской во времена социалистического ремонта. Начался сложный процесс возрождения самой первой гостиницы Свердловска и возвращения ей статуса престижности. Потихоньку обновляется и фасад: облицовывается мрамором карниз здания со стороны улицы Белинского, заменяются оконные рамы на современные пластиковые. Освещение в вечернее время и неоновая реклама стали придавать "Центральной" некий шарм.

Летом 1931 г. принимается решение о строительстве гостиницы «Большой Урал» (архит. В. И. Смирнов). "Большой Урал" – одна из крупнейших и старейших гостиниц Екатеринбурга, построенная в 1931 году. Гостиница находится за сквером Оперного театра. Здание, созданное в период индустриализации страны, представляет собою памятник советской архитектуры, исполненный в стиле конструктивизма, характерном для СССР 1920-х – начала 1930-х годов.

В январе 1931 г. начинается строительство Дома промышленности (архит. Д. Ф. Фридман). В этом здании на четырнадцати этажах предполагалось разместить пятьдесят организаций с дневной посещаемостью 15 тыс. чел. (здание не было достроено до конца по задуманному проекту). Дом промышленности в дальнейшем реорганизуется в Научно-­производственное объединение автоматики. История предприятия началась в сентябре 1941 г.: на базе эвакуированного Киевского радиозавода был создан Союзный завод № 626, на котором во время войны изготавливались танковые переговорные устройства. В 1946 г. завод № 626 получил вывезенное из побежденной Германии оборудование, которое было размещено на недостроенной площадке Дома промышленности в г. Свердловске. На предприятии было освоено для нужд армии и населения серийное производство репродукторов, радиоприемников, радио серии "Урал", самолетных и танковых переговорных устройств, приемных буквопечатающих аппаратов, измерителей помех.

В 1952 г. на предприятии образовано -­ в качестве дублера Московского НИИ­-885 ­ - специальное конструкторское бюро СКБ­-626 для разработки и изготовления систем управления баллистическими ракетами. Из НИИ-­885 прибыл десант молодых конструкторов, имеющих опыт ракетных разработок, в составе которого находился бессменный в течение 40 лет Главный Конструктор предприятия ­ -академик Н.А. Семихатов. В 1956 г. СКБ и радиозавод были преобразованы соответственно в Союзный НИИ и Опытный завод. С этого времени на предприятии создаются первые системы управления оперативно­-тактических ракет и ракет для вооружений подводных лодок различной модификации и комплектации.

В административном отношении район окончательно оформился 16 марта 1934 г. К этому времени здесь не только сложилась мощная индустриальная ба за, но также целый ряд крупных культурных и научно-образовательных центров. Так, в 1930 г. был открыт Уральский лесотехнический институт (ныне – академия) – ведущее в регионе учреждение по подготовке кадров лесной промышленности. Огромное значение для хозяйственного и культурного строительства на Урале имело открытие Уральского государственного университета. Появились научно-исследовательские и проектные институты – Уралпроектбюро (Уралгипромез). Чуть позже начали действовать кукольный театр, Свердловское отделение Союза художников. А в 1933 г. открылся первый в городе постоянно действующий цирк. В довоенный период были созданы и новые зоны отдыха для жителей города и его гостей: парк им.Ф.Энгельса.

В 1932—1933 гг. сооружается городской Парк культуры и отдыха (архитекторы Л. В. Шишов, П. И. Лантратов и др.). Летом 1934 года на месте бывших купеческих дач, в излучине Исети, где в бывшей Мещанской роще еще в XIX веке традиционно устраивались народные гуляния, открылся Свердловский Центральный парк культуры и отдыха. В этом же году, в связи с сорокалетием поэта, парк получил имя В. В. Маяковского. Свердловский ЦПКиО им. Маяковского расположился в сосновом бору на окраине города, в то время его площадь составляла 133 га. В настоящее время около 100 га. Первые 10—12 лет парк был просто зоной отдыха на природе в черте города. Посередине парка рядом с центральной аллеей располагался небольшой пруд, имелись танцверанда с летней эстрадой и три аттракциона. В 1936 году на территории парка был построен кинотеатр, а в левой части центральной площади летний цирк. С начала Великой Отечественной войны парк не работал. В 1943 году территория использовалась в качестве полигона для мотострелкового разведывательного батальона Уральского добровольческого танкового корпуса. В честь героев батальона в 1995 году на Мемориальной площади парка был установлен памятник в форме мотоциклетного колеса (арх. Голубев Г. А.), включенный в сборник «Монументы и памятники воинской доблести и славы». В дальней части парка долгие годы находилась памятная каменная стела посвященная этому батальону. Местность вокруг нее никак не обустраивалась и постепенно заросла кустами. В период с 1950 по 1960 годы парк пережил основательную реконструкцию: центральная аллея переместилась влево, были построены кирпичные здания арки центрального входа и дирекции. В 1957 году в парке установлена скульптура Маяковского. На территории парка построен кинотеатр, как и парк, он носит имя В. В. Маяковского. В 1950-е годы парк стал одним из ведущих парков РСФСР. В 1960 году на территории парка начала свою деятельность Малая Свердловская железная дорога имени Н. А. Островского. 28 августа 1963 года у Центрального входа открылся Планетарий (ныне закрытый), где демонстрировалось звёздное небо на всех широтах, суточное вращение звёзд, расположение планет круглый год. В 1991 году парк пополнился уникальным аттракционом «Городок сказок».

В 1943 г. организуется Свердловская киностудия художественных, научно-популярных, учебных и документальных фильмов. Самая молодая киностудии в России. Третья после киностудий Москвы и Петербурга. Всего на ней снято более 200 художественных и 500 документальных картин, сотни научно-популярных фильмов, около 100 анимационных работ. Многие из них вошли в золотой фонд отечественного кинематографа. Изначально киностудия объединила эвакуированных на Урал кинематографистов.В 1948 к Свердловской киностудии присоединена Новосибирская студия учебных фильмов, в 1951 — Свердловская студия кинохроники. В 1948—1956 киностудия выпускала только документальные, научно-популярные, учебные фильмы. В 1998 году по причине обвала объемов загрузки студия практически оказалась в состоянии банкротства, которое удалось преодолеть только спустя несколько лет. Благодаря соединению усилий государства, новой управляющей команды и независимых продюсеров на основе Свердловской киностудии в период 2003-2008 г.г. была подтверждена компетенция уральского кинематографа создавать успешные проекты.

Уже в конце 20-х появились водопровод и канализация, первая коммунальная баня, затем автобусное и трамвайное движение.

Рос научно-технический потенциал района. Здесь в конце 1941 г. развернуло деятельность конструкторское бюро, работавшее над созданием самолета с реактивным двигателем. Его первый полет состоялся в мае 1942 г. Пилотировал самолет летчик-испытатель Г.Я. Бахчиванджи. При очередном испытательном полете в марте 1943 г. Григорий Бахчиванджи погиб. Мужественному летчику посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. За мужество и отвагу в борьбе с фашистскими захватчиками свыше сорока тысяч жителей Октябрьского района удостоены боевых наград. Четырнадцати из них присвоено звание Героя Советского Союза.

Неоценим вклад уральцев в достижение Победы в Великой Отечественной войне. Уже в начальный период ведущие предприятия Октябрьского района освоили выпуск оборонной продукции. Производственный потенциал вырос в результате размещения на его территории эвакуированных фабрик и заводов. На базе Свердловского и Смоленского заводов дорожного машиностроения, Воронежского им.Коминтерна был организован завод №760. Он выпускал гвардейские миномёты (знаменитые «катюши»). В 60-е годы на Уральском компрессорном заводе было освоено производство аэродромных компрессорных станций для заправки самолетных систем сжатыми газами, а несколько позже – компрессоров высокого и сверхвысокого давления. Качество продукции предприятия превзошло все ожидания специалистов. В настоящее время, подавляющее большинство энергосистем России и ближнего зарубежья укомплектованы компрессорными агрегатами Уральского компрессорного завода.

В годы войны успешно работало предприятие № 217 (Уральский оптико-механический завод). Создаваемые им для Красной Армии приборы – авиационные прицелы, приемники к пулеметам, узлы к затворам орудий и др. – зарекомендовали себя в боевых действиях с самой лучшей стороны.

История аэропорта "Кольцово" тесно связана с развитием военного аэродрома Кольцово. Строительство аэродрома началось в 1928 году с возведения комендантского здания, казарм и каркасно-засыпных домов для летного состава Военно-воздушных сил Красной Армии. В декабре 1932 года в Кольцово из состава ВВС Приволжского военного округа на самолетах Р–5 был перебазирован 33 авиаотряд. В декабре 1939 года он был направлен на Финский фронт. 22 июня 1941 года, в день начала Великой отечественной войны, на аэродроме Кольцово началось грандиозное строительство взлетно-посадочной полосы с твердым покрытием. ВПП размером 1000 метров была построена в рекордно короткие сроки – за три месяца. В октябре 1941 года в Кольцово был эвакуирован Научно-испытательский Институт Военно-воздушных сил Красной армии, проводивший испытания новых типов самолетов. 15 мая 1942 года с аэродрома взлетел первый в мире истребитель БИ-1 с ракетным двигателем. Это событие стало началом эры реактивных полетов в мировой воздушной практике. Пилотом БИ-1 был капитан Григорий Бахчиванджи. На уникальном для тех лет самолете Григорий Яковлевич совершил шесть полетов. Но седьмой оказался последним в его жизни. При испытании максимальной скорости истребитель потерпел катастрофу. В память об этом на привокзальной площади аэропорта установлена стела с макетом самолета, а в поселке авиаторов – бюст Героя Советского Союза капитана Григория Бахчиванджи.

Когда в 1943 году НИИ ВВС Красной армии передислоцировали на место прежнего базирования, было решено передать аэродром гражданской авиации. 10 июля 1943 года – день образования гражданского аэропорта Кольцово. Порт подчинили командованию северо-восточной воздушной транспортной магистрали «Москва-Уэлькаль». Впервые в истории нашей страны на единой базе были объединены военно-воздушные силы и гражданский воздушный флот. В январе 1944 года аэропорт Кольцово располагал двумя самолетами ЛИ-2 и двумя трофейными «юнкерсами». В конце войны объем транспортных перевозок резко вырос. В связи с этим был создан 3-й авиационно-транспортный отряд, а позднее (после войны) –17-й. Летом 1945 года, с победой в войне с Германией, возникла необходимость переброски авиационной техники уже с запада на восток – на фронт военных действий с Японией. В эти напряженные годы работниками аэропорта была обеспечена высокая безопасность полетов. В период военного и послевоенного времени не произошло ни одной катастрофы или аварии.

В послевоенный период аэропорт также активно развивается, приобретает статус международного. В настоящий момент «Кольцово» наращивает мощи, вводит в эксплуатацию новые терминалы, увеличивая пассажиропоток. По объемам авиаперевозок Кольцово сегодня занимает 5-6–е место среди аэропортов России и стран СНГ. По прогнозам, к 2020 году количество пассажиров в год составит более 4 миллионов.

В послевоенные годы шло дальнейшее наращивание промышленного потенциала Октябрьского района. Первое послевоенное десятилетие Октябрьский район значительно шагнул вперед. На птицефабрике «Свердловская» появились инкубаторы, началось выращивание молодняка в зимних условиях. В 1958 году было построено два первых восьмиквартирных дома с центральным отоплением, проведен водопровод. Фабрика стала переходить на клеточное содержание птицы, получать прибыль. Дальнейшее строительство 60-х годов привело к становлению крупного комплекса-микрорайона со своими детскими комбинатами, поликлиникой, благоустроенным жильем. В этом году Свердловская птицефабрика отметило свое 60-летие, это передовое предприятие города, дает 626 миллионов яиц в год, а каждая несушка – 336 яиц. Славится фабрика и своими трудовыми династиями. Самой многочисленной оказалась династия Сократовых, а семейный стаж династии Швец достиг уже 319 лет, 240 лет в общей сложности трудится на фабрике династия Борисовых.

Также в 60-ые годы были построены новые производственные помещения для завода химреактивов, парфюмерной фабрики. Была введена в строй и кондитерская фабрика на 26 тыс. тыс. изделий в год. Коллектив управления магистральных газопроводов Бухара-Урал и районное Малоистокское управление увеличили протяженность газовых магистралей до 5 тыс.км и природный газ был подведен к 20 предприятиям города, в том числе к 6 предприятиям района.

Восстанавливались и другие предприятия района, первые шаги были сделаны в области образования, здравоохранения, благоустройства. Если в 1919 г. во всем городе осталось 18 врачей, то уже в 1920 г. только в районе были организованы первые специальные больницы: хирургическая, туберкулезная, детская. В 1975 г. в системе райздравотдела насчитывалось 850 коек, что составляло 6,5 коек на 1000 жителей, за здоровьем наблюдало более 2 тыс. медицинских работников, в т.ч. 446 врачей.

В 1960 г. был создан трест Горгаз, началась газификация жилых домов района. В 1966 г. был заложен крупнейший в Свердловске парк им. Лесоводов России, на территории которого был создали уникальный музей деревянной скульптуры. А в 1974 г. был открыт крытый Шарташский рынок. Расширялось жилищное строительство: в 1980-1990-е гг. интенсивно застраивался микрорайон «Парковый» - один из крупнейших жилых массивов города.

Освоение территории района

Постановление о создании трех районов города от 16 марта 1934 года

Социалистические обязательства 1959 года

Краткая хроника истории района 1723-1980

Памятники и памятные места

© 2002 - 2017 Администрация г.Екатеринбурга
© 2002 - 2017 Официальный портал г.Екатеринбурга

Главные новости города